Когда индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу членство в саморегулируемой организации не требуется?

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ продолжает отвечать на вопросы саморегулируемого сообщества.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, обязательность членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования установлена только для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, выполняющих работы по договорам подряда на подготовку проектной документации, внесению изменений в проектную документацию, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, за исключением случаев, установленных частью 4.1 статьи 48 Градкодекса.

Кроме того, согласно части 1 статьи 48 Градкодекса, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом частью 12 статьи 48 ГрК определён исчерпывающий перечень разделов, включаемых в состав проектной документации, в котором рабочая документация отсутствует.

В соответствии с частью 13 статьи 48 Градкодекса, состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством России.

В соответствии с пунктом 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.

С учётом изложенного, как отмечает правовой департамент Минстроя, для подготовки рабочей документации индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу членство в саморегулируемой организации соответствующего вида не требуется.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градкодекса, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК.

Исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градкодекса, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Согласно части 2 статьи 53 Градкодекса и пункту 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468, застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации либо выполнять строительный контроль в части проверки соответствия выполненных работ проектной документации самостоятельно.

Кроме того, положениями части 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» авторский надзор отнесён к формам добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Положения СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» и СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» не включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.

С учётом изложенного, для ведения авторского надзора лицам, привлекаемым застройщиком либо техническим заказчиком для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, членство в саморегулируемой организации соответствующего вида не требуется.

Согласно частям 1 и 2 статьи 55.16 Градкодекса, саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несёт солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьёй 60 ГрК, а в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств – субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьёй 60.1 Градкодекса.

Исходя из обеспечения равных условий (не зависящих от членства в саморегулируемой организации) имущественной ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями произведённых работ, услуг по договорам, членство в саморегулируемой организации для выполнения работ, услуг по которым не требуется, СРО контроль за деятельностью своих членов по таким договорам не осуществляет и ответственность по обязательствам по таким договорам не несёт.

Однако, как всегда, Минстрой обращает внимание на то, что, в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, следует учитывать, что ответы Минстроя и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Источник: Советсро.рф

 947 Просмотров,  1 Просмотров Сегодня

Вам может также понравиться...